Полезные советы
После более чем годичной борьбы за
нормальный капремонт нашего жилого дома хотелось бы поделиться
опытом с "товарищами по несчастью" в более сжатом виде.
В полновесном виде опыт нашей
борьбы - это весь сайт "Капремонта нет", который работает с 08
июня 2005 года. Однако объем его уже настолько велик, что может
просто озадачить впервые попавшего сюда человека. Поэтому я
решил выделить из всех наших перипетий четкие советы и
опубликовать их в этом разделе.
Несомненно, после знакомства со
сжатыми советами посетитель захочет познакомиться и с другими
материалами сайта. Надеюсь, это будет сделать ему уже проще.
Единственно, о чем хотелось бы
предупредить, это то, что советы в этот раздел я пишу по желанию
и лишь тогда, когда есть время и вдохновение. Поэтому раздел
будет заполняться постепенно. Чтобы быть в курсе, советую
подписаться на рассылку нашего сайта (форма подписки расположена
в столбце справа) - полезные советы сначала попадают в рассылку,
а только потом выкладываются на сайт.
Традиционно приглашаю посетителей
участвовать в дискуссиях по поводу выложенных здесь идей на
форуме сайта, задавать вопросы, делиться своим видением шагов по
борьбе за нормальный капремонт жилого дома.
Итак, совет № 1:
«О начале капремонта нужно знать
заранее».
Это означает следующее. Если вашему дому перевалило за 30
лет или с момента предыдущего капремонта прошло примерно столько
же и если вам не безразличен новый капремонт – узнавайте, когда
он начнется. Для этого необходимо сделать запрос в районное ЖРЭО
и/или в районную Администрацию. Там срок нового капремонта
должны знать (по крайней мере - приблизительно). Можно
обратиться и в ЖЭС.
И по идее эту информацию должны сообщать всем тем, кто ее
запрашивает. Будем надеяться, что вам данную информацию сообщат.
В принципе, для начала можно
обратиться со своим вопросом и по телефону. А получив ответ,
сделать письменный запрос, чтобы получить официальный письменный
ответ.
Письменный ответ вам должны дать в
течение 15 дней (ст. 10 Закона Республики Беларусь "Об
обращениях граждан"). В течение 30 дней его могут дать
только в том случае, если необходимо проводить дополнительные
изучения и проверки. Однако практика показывает, что ответы дают
в лучшем случае на 30-й день даже по тем вопросам, которые
никаких дополнительных проверок не требуют.
Се ля ви, как говориться, ничего с
этим не поделаешь... Можно, конечно, к каждому факту
несвоевременного ответа цепляться и писать дополнительные
жалобы. А можно просто не обращать внимания. Это система. И
чтобы ее исправить, необходимо очень и очень сильно постараться.
Причем не по одиночке, а всем миром. Да и то без гарантий
результата.
Совет № 2:
«К началу капремонта нужно быть
готовыми».
Итак,
информацию о предстоящем капремонте лучше заранее получить в
районном ЖРЭО и/или в районной Администрации.
Вы сделали
такой запрос и узнали… Здесь возможно два варианта:
а) капремонт
вашего дома начинается через такое-то время;
б) капремонта
вашего дома в ближайшем будущем не предусмотрено.
В любом
случае и к первому, и ко второму варианту действий необходимо
быть готовыми. В первую очередь – сообщить всем жильцам
полученную информацию и создать инициативную группу. В первом
случае, инициативная группа нужна для того, чтобы встретить
капремонт во всеоружии. Во втором – чтобы сначала его пробить.
Включить в
группу где-то 7-10 человек. Самый лучший состав - это энергичный
и знающий руководитель группы и активные пенсионеры (у которых
много свободного времени, чтобы ходить по инстанциям) плюс еще
пару-тройку небезразличных людей, чтобы были на подхвате.
Для создания инициативной группы возможно два пути:
а) поговорить с наиболее знакомыми соседями и включить в
инициативную группу их;
б) провести собрание жильцов всего дома, рассказать им о
сложившейся ситуации (что по сведениям ЖЭСа в ближайшем будущем
капремонта не предвидится) и предложить включиться в работу по
«выбиванию» капремонта.
Плюсы-минусы у каждого из путей свои. Но на мой взгляд, более
предпочтителен второй вариант, т.к. большая часть жильцов дома
(те, которые побывают на собрании, и те, которым потом расскажут
про собрание) будут в курсе происходящего и, каждый раз приходя
к ним подписывать очередное заявление, не надо будет
рассказывать, кто ты и откуда и зачем подписывать это заявление.
Хорошо бы,
чтобы в группу вошли люди строительных специальностей, т.к. им
будет проще ориентироваться в Строительных нормах,
проектно-сметной документации и т.д. Однако за неимением таких
специальными познаниями (пусть даже и не столь глубокими как у
дипломированных специалистов) смогут овладеть и неспециалисты.
Еще в группе
нужен человек с диктофоном (чтобы записывать все диалоги с
чиновниками) и человек с цифровым фотоаппаратом (или портативным
ксероксом) - чтобы оперативно копировать необходимые документы.
Если таковых
не найдется, тоже не беда - можно вооружиться ручкой и бумагой.
Когда группа
создана, необходимо определиться с управлением ею - назначить
руководителя группы и его заместителей - чтобы об этом все знали
и чтобы все решения (в первую очередь, направления деятельности)
принимались определенными людьми и никем другим. Остальные члены
группы будут иметь право совещательного голоса.
Также
необходимо в первом приближении определить зоны ответственности
каждого из членов группы - исходя из их возможностей и желаний,
определить, кто чем будет заниматься (эти - ходят по инстанциям,
этот - пишет, этот - ищет необходимые документы, эти ходят по
соседям и подписывают заявления и т.д.).
Подчеркну,
что это будет только первое приближение, так как в ходе работы
инициативной группы все еще может несколько раз поменяться.
И, что еще
важно, это выделить человека (а то и несколько) для того, чтобы
постоянно информировать других жильцов дома о тех шагах, которые
предпринимает инициативная группа, и о результатах ее работы.
Это информирование может проходить в виде разговоров,
вывешивания объявлений, распространения каких-либо печатных
материалов о работе группы по почтовым ящикам жильцов, создания
веб-сайта и интернет-рассылки и т.д.
Хочу обратить
внимание - создание инициативной группы жильцов не означает, что
всеми вопросами "пробивания" капремонта будут заниматься
исключительно ее члены. Отнюдь. Капремонт дома необходим каждому
его жильцу и поэтому каждый из жильцов должен вносить свой
посильный вклад в это дело. Однако по этому поводу следует
понимать несколько простых вещей:
1. Все равно
кто-то должен быть ведущим, взвалить на себя львиную долю работы
и вести за собой своих соседей.
2. Иногда
проще все сделать самому (или в небольшой группе). Писать письмо
лучше одному-двум людям, а не двадцати пяти одновременно,
поскольку в последнем случае обсуждение, что и как писать, не
закончится никогда. А подписать небольшой запрос могут и десять
человек, для этого не нужны подписи всех жильцов дома. И так
далее.
3. Когда
что-то делается коллективно, проще всего соскочить под девизом
"Людей в доме много. Почему этим должен заниматься именно я?
Пусть это сделает Вася Пупкин из такой-то квартиры. И если я не
поучаствую, никто ведь и не заметит толком".
В любом
случае, священный долг каждого жильца - поставить свою подпись
на коллективном обращении по поводу капремонта их дома. Это как
минимум.
Совет № 3
(в первую очередь он понадобится тем из посетителей сайта,
которые в ответ на запрос о сроках капремонта их дома получат
второй вариант «в ближайшем будущем не предусмотрено»):
«Пишите, пишите, пишите,
пишите........»
В общем-то
особых дополнительных пояснений этот совет не требует. Пишите во
все инстанции и обо всех проблемах вашего дома.
Для начала забросьте запросы в ЖЭС
и ЖРЭО о сроке капремонта вашего дома. Придет официальный ответ
- через 10 лет (или "еще не определен") - тогда и начинайте
действовать.
Пишите, пишите, пишите,
пишите........
Куда только можно о проблемах
вашего дома (течет крыша, сгнила канализация, разваливаются
стены, отвалилась форточка, по потолку идет трещина и т.д.), о
том, что капремонта никогда не было и уже пора бы. Адресуйте
изначальные заявления в те же ЖЭС, ЖРЭО и районную
Администрацию. Придут отписки – подключайте депутатов по вашему
округу. Не помогут – идите дальше (список пройденных нами
инстанций на сайте есть).
Мой совет (после 16 месяцев наших
перипетий) - не пишите много коллективных заявлений. Пусть
каждый пишет от себя. Можете сделать бланки-заготовки, чтобы
люди вписывали туда номер квартиры, ФИО, свои проблемы.
Остальное (включая и адрес организации, в которую пойдет письмо)
пусть будет напечатано. Людям останется только подписать
обращение, переписать на конверт адрес и отправить.
Такой подход
хорош по следующим причинам. Во-первых, на ОДНУ коллективную
бумагу дадут ОДНУ отписку. А когда придет 100 жалоб, отписок
тоже придется дать сотню... Тогда может задумаются, что проще,
дать 100 отписок или разрешить вопрос по существу.
Во-вторых,
когда каждый из жильцов будет самостоятельно описывать в
заявлении свои проблемы, он будет чувствовать себя вовлеченным в
общий процесс "выбивания" капремонта.
Ознакомьтесь с нормативкой в
разделе "Документы"
на сайте - там собраны основные акты по капремонту, которые мне
удалось накопать. Делайте в заявлениях цитаты оттуда.
Потом постарайтесь привлечь
внимание общественности (СМИ, к примеру). Когда накопятся факты
- напишите мне, я выложу описание вашей борьбы на свой сайт.
Совет № 4:
«Наберитесь терпения!»
Набраться
терпения - это самое главное. Оно вам понадобится в самую первую
очередь! Если терпения не будет, то, получив пару-тройку
отписок, захочется сложить лапки и сдаться на милость
бюрократов.
Пройдя через
много месяцев переписки и имея на руках неоспоримые документы,
что в нашем доме однозначно положено утепление и замена окон, мы
уткнулись в самый последний аргумент районной администрации -
"нет денег!"... И все, хоть тресни. Сейчас ищем новые
направления борьбы. А кто-то другой на нашем месте мог бы уже
давно все бросить...
На сегодня советы все. В
ближайшее время будем этот раздел дополнять - делиться
квинтэсенцией нашего опыта.